Навигация

Что это такое «буктрейлер»?
Из самого названия ассоциативно возникает два образа: книга и что-то, связанное с рекламой фильмов.
Да, действительно, буктрейлер связан и с книгой, и с рекламой, но не фильма… Конечно, книги! Буктрейлер – это короткий рекламный ролик, посвященный конкретной книге. «Но зачем он нам?» – могут спросить многие родители. Действительно, зачем что-то рекламировать, если проблема в том, что мы не знаем, как научить ребенка любить книгу, стремиться читать в свободное время? Давайте разбираться вместе!
Буктрейлер не является компьютерной экранизацией в традиционном понимании – у него другая задача: рассказать о книге. Ребенок получает задание: «Расскажи при помощи компьютера о своей любимой или недавно прочитанной книжке так, чтобы ее захотели прочитать твои друзья». В этом предложении спрятаны базовые действия: прочитать на досуге книги, сформировать к ним собственное отношение, выбрать ту, которая больше всего понравились. Работа над буктрейлером провоцирует ребенка на внимательное чтение. Без чтения сделать буктрейлер невозможно. Но для того, чтобы кратко (напоминаем, буктрейлер – это короткий рекламный ролик по книге), нужно очень тщательно и не один раз перечитать книгу, выбрать «самое-самое» с точки зрения ребенка – по сути, создать эмоционально-смысловой конспект текста книги. Это очень большая работа, которой сложно управлять извне, с позиции взрослого (чтение ведь очень интимный процесс), особенно в дошкольном, младшем, да часто и в среднем школьном возрасте. Но задача – создать компьютерный ролик – сама по себе ставит ребенка перед необходимостью вдумчивой работы над текстом. Сравним эффективность нашего прямого указания «ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО И ДУМАЙ!» и предложения «ДАВАЙ СДЕЛАЕМ ДЛЯ ТВОИХ ПРИЯТЕЛЕЙ РЕКЛАМУ ЛЮБИМОЙ КНИГИ!». Нам кажется, что во втором случае маленький читатель с восторгом согласиться читать и думать, даже без напоминаний с нашей стороны. Он будет делать это сам! Ну, а мы встанем рядом, улыбнемся и, возможно, предложим новые и неожиданные варианты думанья и понимания.
Как сделать буктрейлер?
Буктрейлер – очень короткий видеоролик. Оптимальная длительность – не более 3 минут. При составлении сценария необходимо отобрать те позиции, которые произвели наибольшее впечатления на читателя (теперь он автор буктрейлера), выделить самые сильные, эмоционально-насыщенные или познавательные моменты. И внести момент интриги, тайны. Иногда две-три точные фразы, иллюстрированные ярким зрительным рядом производят потрясающий эффект.
В самом начале, конечно же, надо перечитать книгу. Возможно, вслух всей семьей. И не важно, сколько лет читателю-слушателю. (Родители автора этого текста в свои 88 лет читают друг другу книги – они поступали так всю семейную жизнь, вовлекая в этот процесс детей, внуков, правнуков). Потом книгу надо обсудить. Главный вопрос: «Почему с твоей точки зрения эта книга может быть интересна другим?» Прежде всего, старшим следует забыть о своих объяснениях: полезно поддерживать у ребенка его собственное понимание книги, понимание целей чтения. Кто-то читает, потому что хочет получить новые знания, кто-то сопереживать героям, кто-то – за компанию… И всё это одинаково важно в формировании позиции читателя. Через десятилетия, уже выросший читатель, перечитывая любимую книгу со своими детьми, удивиться или порадуется тому, как он ее понимал тогда, когда делал с родителями свой первый буктрейлер. Но сейчас главное – помочь ребенку выразить СВОЕ понимание текста, а не родительское. Конечно, лучше уйти от пересказа событийного ряда и обсудить героев, оценить их поступки, сформулировать центральную идею книги одним предложением, описать свое отношение и т.д. Но есть и любители стиля экшн, которых привлекает именно сюжетный калейдоскоп. И, если не удастся мягко переориентировать читателя на иной уровень осмысления, правильней дать ему свободу режиссерского творчества.
Итак, в процессе обсуждения рождается сценарий будущего буктрейлера. Полезно помнить, что краткость – сестра таланта. Постарайтесь, чтобы в сценарии было от 5 до 9 смысловых блоков, иначе ролик потеряет легкость восприятия. Ещё очень важно использовать принцип Шахразады – обрывать рассказ на таком интересном месте, чтобы очень хотелось услышать продолжение. В ее случае это помогло сохранить жизнь, в нашем – поможет привлечь читателей.
Следующий шаг – поиск способов визуального выражения запланированных смысловых блоков. Рекомендуем сделать визуальный ряд максимально авторским: свои рисунки, фотографии, поделки, записи интервью, театрализованные сценки, записанные на видео, и т.п. Если велик соблазн заимствовать материал из экранизаций (не важно, мультипликационных или художественных фильмов), то было бы интересно в буктрейлере подчеркнуть, чем книга лучше и интересней экранизации. Можно представить, сколько раз наш маленький читатель продумает и прочувствует содержание и смыслы книги в поисках подходящего зрительного образа – очень много. Никакие просьбы родителей и учителей не добьются в этом такого успеха, как буктрейлер!
И самое последнее – монтаж ролика, его озвучивание. Здесь без помощи родителя или педагога практически не обойтись. В качестве самой простой базовой программы для монтажа мы рекомендуем Киностудию Windows Live (бесплатная программа). Для начинающих – это очень дружественное пространство, для которого легко найти в сети интернет подсказки и рекомендации. Можно делать ролик и в презентационных программах и в других более продвинутых, монтажных – сегодня очень большой выбор таких программ.
Начиная с ребенком работу по созданию буктрейлера, мы подчеркиваем, что работаем с книгой, с ее содержанием и смыслами, что мы ориентированы на общение с другими людьми и хотим их вовлечь в чтение. А компьютер – это как краски для художника, нитка и иголка для швеи, рассада для садовника – инструмент, не более. Мы предлагаем цель, учим ребенка добиваться ее реализации и самостоятельно формулировать новые цели. Именно поэтому работа над буктрейлером – это профилактика компьютерной зависимости, прививка, которая научит воспринимать компьютер как инструмент, который всегда должен знать свое место.
Так же предлагаем посмотреть презентации по видам буктрейлеров и секреты создания буктрейлера :
Примеры буктрейлеров:
Буктрейлер «Уличный кот по имени Боб» (2017)_РУС
Буктрейлер «Уличный кот по имени Боб» (2017)_АНГЛ
Буктрейлер «Дети капитана Гранта»
Буктрейлер «Капитанская дочка» А.С.Пушкин
Буктрейлер «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
Буктрейлер «Дом странных детей»
Буктрейлер «Баранкин будь человеком»
Буктрейлер «Неукротимая планета»
Буктрейлер «Как закалялась сталь»
Буктрейлер «Scratch для программистов»