Skip to main content

Что такое буктрейлер?

Что это такое "буктрейлер"?

Из самого названия ассоциативно возникает два образа: книга и что-то, связанное с рекламой фильмов.

Да, действительно, буктрейлер связан и с книгой, и с рекламой, но не фильма… Конечно, книги! Буктрейлер – это короткий рекламный ролик, посвященный конкретной книге. «Но зачем он нам?» – могут спросить многие родители. Действительно, зачем что-то рекламировать, если проблема в том, что мы не знаем, как научить ребенка любить книгу, стремиться читать в свободное время? Давайте разбираться вместе!

Буктрейлер не является компьютерной экранизацией в традиционном понимании – у него другая задача: рассказать о книге. Ребенок получает задание: «Расскажи при помощи компьютера о своей любимой или недавно прочитанной книжке так, чтобы ее захотели прочитать твои друзья». В этом предложении спрятаны базовые действия: прочитать на досуге книги, сформировать к ним собственное отношение, выбрать ту, которая больше всего понравились. Работа над буктрейлером провоцирует ребенка на внимательное чтение. Без чтения сделать буктрейлер невозможно. Но для того, чтобы кратко (напоминаем, буктрейлер – это короткий рекламный ролик по книге), нужно очень тщательно и не один раз перечитать книгу, выбрать «самое-самое» с точки зрения ребенка – по сути, создать эмоционально-смысловой конспект текста книги. Это очень большая работа, которой сложно управлять извне, с позиции взрослого (чтение ведь очень интимный процесс), особенно в дошкольном, младшем, да часто и в среднем школьном возрасте. Но задача – создать компьютерный ролик – сама по себе ставит ребенка перед необходимостью вдумчивой работы над текстом. Сравним эффективность нашего прямого указания «ЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО И ДУМАЙ!» и предложения «ДАВАЙ СДЕЛАЕМ ДЛЯ ТВОИХ ПРИЯТЕЛЕЙ РЕКЛАМУ ЛЮБИМОЙ КНИГИ!». Нам кажется, что во втором случае маленький читатель с восторгом согласиться читать и думать, даже без напоминаний с нашей стороны. Он будет делать это сам! Ну, а мы встанем рядом, улыбнемся и, возможно, предложим новые и неожиданные варианты думанья и понимания.


Как сделать буктрейлер?

Буктрейлер – очень короткий видеоролик. Оптимальная длительность – не более 3 минут. При составлении сценария необходимо отобрать те позиции, которые произвели наибольшее впечатления на читателя (теперь он автор буктрейлера), выделить самые сильные, эмоционально-насыщенные или познавательные моменты. И внести момент интриги, тайны. Иногда две-три точные фразы, иллюстрированные ярким зрительным рядом производят потрясающий эффект.

В самом начале, конечно же, надо перечитать книгу. Возможно, вслух всей семьей. И не важно, сколько лет читателю-слушателю. (Родители автора этого текста в свои 88 лет читают друг другу книги – они поступали так всю семейную жизнь, вовлекая в этот процесс детей, внуков, правнуков). Потом книгу надо обсудить. Главный вопрос: «Почему с твоей точки зрения эта книга может быть интересна другим?» Прежде всего, старшим следует забыть о своих объяснениях: полезно поддерживать у ребенка его собственное понимание книги, понимание целей чтения. Кто-то читает, потому что хочет получить новые знания, кто-то сопереживать героям, кто-то – за компанию… И всё это одинаково важно в формировании позиции читателя. Через десятилетия, уже выросший читатель, перечитывая любимую книгу со своими детьми, удивиться или порадуется тому, как он ее понимал тогда, когда делал с родителями свой первый буктрейлер. Но сейчас главное – помочь ребенку выразить СВОЕ понимание текста, а не родительское. Конечно, лучше уйти от пересказа событийного ряда и обсудить героев, оценить их поступки, сформулировать центральную идею книги одним предложением, описать свое отношение и т.д. Но есть и любители стиля экшн, которых привлекает именно сюжетный калейдоскоп. И, если не удастся мягко переориентировать читателя на иной уровень осмысления, правильней дать ему свободу режиссерского творчества.

Итак, в процессе обсуждения рождается сценарий будущего буктрейлера. Полезно помнить, что краткость – сестра таланта. Постарайтесь, чтобы в сценарии было от 5 до 9 смысловых блоков, иначе ролик потеряет легкость восприятия. Ещё очень важно использовать принцип Шахразады – обрывать рассказ на таком интересном месте, чтобы очень хотелось услышать продолжение. В ее случае это помогло сохранить жизнь, в нашем – поможет привлечь читателей.

Следующий шаг – поиск способов визуального выражения запланированных смысловых блоков. Рекомендуем сделать визуальный ряд максимально авторским: свои рисунки, фотографии, поделки, записи интервью, театрализованные сценки, записанные на видео, и т.п. Если велик соблазн заимствовать материал из экранизаций (не важно, мультипликационных или художественных фильмов), то было бы интересно в буктрейлере подчеркнуть, чем книга лучше и интересней экранизации. Можно представить, сколько раз наш маленький читатель продумает и прочувствует содержание и смыслы книги в поисках подходящего зрительного образа – очень много. Никакие просьбы родителей и учителей не добьются в этом такого успеха, как буктрейлер!

И самое последнее – монтаж ролика, его озвучивание. Здесь без помощи родителя или педагога практически не обойтись. В качестве самой простой базовой программы для монтажа мы рекомендуем Киностудию Windows Live (бесплатная программа). Для начинающих – это очень дружественное пространство, для которого легко найти в сети интернет подсказки и рекомендации. Можно делать ролик и в презентационных программах и в других более продвинутых, монтажных – сегодня очень большой выбор таких программ.

Начиная с ребенком работу по созданию буктрейлера, мы подчеркиваем, что работаем с книгой, с ее содержанием и смыслами, что мы ориентированы на общение с другими людьми и хотим их вовлечь в чтение. А компьютер – это как краски для художника, нитка и иголка для швеи, рассада для садовника – инструмент, не более. Мы предлагаем цель, учим ребенка добиваться ее реализации и самостоятельно формулировать новые цели. Именно поэтому работа над буктрейлером – это профилактика компьютерной зависимости, прививка, которая научит воспринимать компьютер как инструмент, который всегда должен знать свое место.

 

Примеры буктрейлеров:

Буктрейлер «Из века в век перелетая»

Бутрейлер «Царевна-лягушка»

Буктрейлер «Остров сокровищ»